Грохот «башмаков» — в Одессе

После двух с половиной лет судебного разбирательства, проходившего в закрытом режиме, вынесен приговор по одному из наиболее резонансных уголовных дел последнего десятилетия. На счету банды — полсотни убийств и десяток похищений людей…
Апелляционный суд Одесской области огласил вердикт в отношении членов организованной преступной группировки «Башмаки».
— Эта мощная, структурированная и хорошо вооруженная ОПГ действовала в Крыму и в ряде южных регионов Украины в 1999—2006 годах, — сообщили в пресс-службе прокуратуры Одесской области, которая поддерживала государственное обвинение. — Совершено множество заказных убийств, разбойных нападений, других тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно приговору, двоим подсудимым определено наказание в виде пожизненного пребывания в местах лишения свободы, шестерым назначены тринадцати-пятнадцатилетние сроки лишения свободы, еще четырнадцать членов банды получили меньшие сроки заключения.
Небезынтересно, что бывший начальник милицейского главка Автономной Республики Крым, он же экс-заместитель министра внутренних дел Украины Геннадий Москаль подчеркивал, что среди участников группировки «респектабельные депутаты и бизнесмены». Милицейский генерал, а ныне депутат Верховной Рады сказал, в частности, что «Башмаки» «выстреляли тысячу невинных людей и участвовали во всех взрывах-расстрелах и прочих криминальных разборках в девяностые годы. В дальнейшем интересы участников ОПГ значительно возросли: продвижение своих людей в политику, в местные органы власти, раздача земли, рейдерство, захват недвижимости». Однако и этот «перечень» оказался далеко не полным. В материалах более чем девяноста увесистых томов дела наличествуют сведения о связях ОПГ с сотрудниками правоохранительных органов, имеется и столь редкое обвинение, как «покушение на диверсию»…
Согласно обвинительному заключению, на момент направления дела в суд следователь Генеральной прокуратуры Мациевский отметил, что ОПГ действует до настоящего времени…
— Изначально дело было возбуждено по статьям 255 («Создание преступной организации») и 257 («Бандитизм») Уголовного кодекса Украины, — рассказал прокурор отдела Одесской облпрокуратуры Валерий Шаров, выступавший в судебном процессе государственным обвинителем. — В ходе расследования, которым занималась и продолжает заниматься Генеральная прокуратура, выявлено множество иных преступлений, квалифицированных по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Ведь на скамье подсудимых в Одессе оказались далеко не все фигуранты. Материалы в отношении некоторых обвиняемых выделены в отдельные производства, многие скрываются от следствия и находятся в розыске, другие — убиты либо умерли своей смертью…
Между тем автор располагает исчерпывающим перечнем осужденных. Их имена и фамилии в официальных сообщениях не указываются, разве что клички. Как нам стало известно, по уголовным делам проходят около шестидесяти живых «башмаков». Нынче в международном розыске по линии Интерпола находятся, в частности, и двое лидеров ОПГ.
Напомним, еще в августе 2006 года тогдашний заместитель министра внутренних дел Владимир Евдокимов обращался к общественности с просьбой оказать содействие в розыске подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений — президента Федерации бокса Крыма Александра Данильченко и президента Федерации вольной борьбы автономии Николая Кожухаря. По словам бывшего руководителя «криминального блока» милиции, на счету ОПГ около пятидесяти убийств, с десяток похищений людей в Крыму, Запорожье, Киеве, Харькове, Херсоне. Буквально месяц спустя в Севастополе задержали четверых подозреваемых в причастности к группировке «Башмаки», двое из которых — бизнесмен Игорь Чесноков и чемпион Европы по дзюдо Михаил Плис. Сегодня они также осуждены, в числе упомянутых двадцати двух «штыков» также знаковая фигура — футбольный деятель Виктор Карасев. А вот эпизод о покушении на мэра Севастополя Виктора Семенова (тогда от взрыва устройства, заложенного на стоянке авто, помимо самого мэра, серьезно пострадали еще двое — охранник и прохожий) выделен в отдельное производство.
— Итог расследованных деяний «башмаков» в обвинительном заключении насчитывает четыре тома, судебного приговора — свыше ста пятидесяти страниц, — продолжает Валерий Шаров. — Это, повторюсь, лишь по расследованной части дела. На это понадобилось несколько лет кропотливой следственной работы и два с половиной года судебного изучения и оценки собранных материалов. Замечу, судебные заседания проходили без какой-либо «раскачки», достаточно ритмично. Свидетелей доставляли из Крыма под конвоем. В противном случае, думается, процесс продолжался бы и поныне.
Группировка «Башмаки» была организована в конце восьмидесятых годов минувшего столетия ранее судимыми лицами. Они и руководили ею до начала девяностых годов. Изначально в нее втягивались молодые люди: студенты, реже — выпускники вузов. Характерно, что все они были физически очень крепкими, в основном, спортсменами. В группировке числились около полутора тысяч человек. Она имела четкую иерархическую структуру с распределением ролей каждого из участников. Начинали с «крышевания» стихийных рынков и вскоре уже «патронировали» практически все рыночные площадки Крыма с помощью «ответвлений» ОПГ в различных городах и районных центрах полуострова.
После убийства главаря ОПГ лидерство на себя взяли двое, которые на данный момент в розыске. Еще один «рангом» несколько пониже ныне осужден в Одессе.
Именно в девяностых годах на территории Крыма активно орудовали и одновременно противодействовали, «перекраивая» территорию и сферы влияния, крупные преступные группировки — «Сейлем» и ОПГ Сахана. Название первой, у истоков которой стоял депутат Симферопольского горсовета Сергей В., произошло отнюдь не от знаменитого американского городка в штате Массачусетс, откуда пошло крылатое выражение «охота на ведьм». Непривычное, во всяком случае для нашего уха, название пошло от многопрофильного кооператива. Здесь собирались знатные в криминальной среде личности, начинавшие когда-то «под крылом» первого местного авторитета Гуни. Говорят, браткам приглянулось звучное название престижных в то время сигарет «Salem».
Другую банду организовал неоднократно судимый криминальный авторитет Александр Ткачев (по прозвищу Сахан), также выходец из бригады наперсточников того самого Гуни. Вместе с ним главенствующие роли здесь играли Виктор Башмаков со своими сводными братьями и Олег Дзюба. Бригада специализировалась в основном на вымогательстве у предпринимателей крупных денежных сумм и ликвидации неугодных.
«Башмаки» установили жесткий контроль над рынками: предпринимателей обложили данью — до пятидесяти процентов с получаемой ими прибыли. «Скидку» предоставили исключительно своим: члены банды, у которых имелся личный бизнес, вносили в общак банды до тридцати процентов прибыли. Делалось это, в частности, для легализации доходов, полученных от преступной деятельности. Образовавшаяся воровская казна использовалась для подкупа официальных лиц, приобретения продуктов, алкоголя и наркотиков для членов банды, организации преступных вылазок, финансовой помощи семьям заключенных и погибших братков...
В середине 1991 года между группировкой Сахана и их конкурентами из «Сейлема» произошел очередной кровопролитный вооруженный конфликт. Устав от бандитских разборок, правоохранители решили избавиться от «основного зла» (во всяком случае, на тот период и исключительно для них самих, правоохранителей) — Сахана. Для этого задействовали все силы, его задержали в Сочи. Ткачеву ничего не оставалось, как изобразить из себя «тронутого умом» на почве сильного нервного стресса. Около двух лет провел он в больницах, послед-ней из которых стала республиканская психиатрическая в Симферополе. Именно здесь было совершено два покушения на жизнь главаря. Поначалу двое неизвестных изрешетили палату, в которой находился Сахан. Тщетно, он уцелел и обзавелся охраной. Тогда улучили момент, когда он вышел проводить навестившую его родственницу, и здесь уже не промахнулись.
Версий этого устранения существует несколько — от личного заказа лидера ОПГ «Сейлем», смертельно опасавшегося сильного во всех отношениях Сахана, до приказа «людей в погонах» о его ликвидации. Они опасались даже его содержания под стражей.
Похоронили Сахана на кладбище в селе Богдановка, где возвели дорогой памятник, а потом братва начала жестоко мстить.
Именно эти события, как принято считать, положили начало настоящей криминальной войне, захлестнувшей вскоре полуостров. Как бы то ни было, но после смерти главаря группировка распалась на несколько банд (отрядов), подчас воевавших между собой за сферы влияния. Одно из таких «подразделений» возглавил Виктор Башмаков, отсюда и пошло название — «Башмаки». Сейчас уже не секрет, что до того, как возглавить ОПГ, он был дальнобойщиком — гонял фуры с алкоголем: пивом, водкой и вином. Чаще по липовым накладным, что позволило сколотить определенное состояние. Затем он стал личным водителем у Сахана и начал свое бандитское восхождение. Однако вскоре после «восшествия на престол» его тоже застрелили (в июне 1994 года), а двоюродного брата Стаса, входившего в руководящее звено ОПГ, задержали и посадили.
К тем, кто был непосредственно причастен к «заказу» лидера, сразу отнесли Олега Дзюбу, снискавшего славу одного из «главных беспредельщиков Крыма». Мстили ему, можно сказать, изощренно. В 1995 году, когда Алик (так называли его в банде) возвращался с семьей из Германии, в киевском аэропорту «Борисполь» застрелили его дочь. Не исключено, что случайно: стреляли в Алика, а угодили в ребенка. Спустя буквально пару дней неподалеку от Симферополя был обнаружен труп сына Дзюбы. Тогда же, летом 1995-го, на симферопольском «горбатом» мосту обстреляли из автоматов автомашину, в которой ехали Ольга, жена Олега Дзюбы, и трое охранников. После смерти супруги самоубийством покончил (во всяком случае, по официальной версии) и сам Алик.
Судя по материалам Генеральной прокуратуры, тогда трое из числа ныне осужденных отправили на тот свет некоего И. Ковалева. Именно его братки считали исполнителем убийства своего пахана. Вслед за этим был убит А. Федин как нежелательный свидетель предыдущего преступления.
— Заслуживает упоминания еще один расстрел, совершенный «башмаками» из мести, — сказал Валерий Шаров. — Речь идет о соратниках того самого Олега Дзюбы, которого они винили в организации расстрела Виктора Башмакова. В качестве жертв были выбраны трое дзюбовцев: Лясковский, Щетина и Дудко.
Руководство подготовкой и проведением операции по их ликвидации взяли на себя Данила и Молдован, ставшие преемниками Башмакова. Собрав всю необходимую информацию о намеченных жертвах — их образе жизни, местах пребывания, наличии автотранспорта и маршрутах передвижения — расписали все действия поминутно. Решили задержать автомобиль с жертвами на трассе, после чего вывезти их в лесную зону и расстрелять. Останавливать машину должны были сотрудники милиции. Эти роли отвели семерым участникам ОПГ: шестерых переодели в форму спецподразделения «Беркут», одного — в форму гаишника, снабдив настоящим жезлом. Помимо этого, подыскали автомобиль «УАЗ-469», очень похожий на те, что использовали милицейские подразделения, а также задействовали — для внешнего придания бандитской вылазке «официального статуса» — черный «ГАЗ-24», его «арендовали» у своего же братка Карася.
Естественно, встал вопрос об оружии: какая же милиция без столь необходимого «атрибута»! Не составило особого труда снабдить «правоохранителей» не только пистолетами «Парабеллум», но и автоматами АК-74.
Узнав о том, что интересующие их лица утром 17 ноября 1994 года будут направляться из села Пожарское в Симферополь, все участники «милицейского действа» были наготове. Около девяти часов утра они сообщили по рации своему новому патрону Даниле о приближающемся авто. Тот, схватив пистолет «Глок», быстро направился на стадион «Локомотив», в офис футбольного клуба «Таврия». Там его дожидался на своей черной «Волге» переодетый в «беркутовца» Карась. Оба помчались на трассу Симферополь — Николаевка, к месту временной дислокации участников операции.
Согласно разработанному плану, лжегаишник вышел на дорогу и жезлом тормознул «Фиат», в котором находились Лясковский, Дудко и Щетина. Прикрывали «стража дорог» вооруженные «башмаки»-«беркутовцы», дожидавшиеся распоряжений вожака Молдована. Ничего не подозревавшие «дзюбинцы» остановили автомашину и сразу попали в руки ряженых бандитов. Те вытащили их из салона и стали молотить — не только руками и ногами, но и прикладами автоматов, пистолетами.
— О степени тяжести нанесенных увечий можно судить по заключению судебно-медицинской экспертизы, — сказал Валерий Шаров, демонстрируя официальные бумаги. — Здесь указывается, что у троих лиц, на которых было совершено вооруженное нападение, выявлены тяжелые и средней тяжести повреждения. Именно в таком состоянии, истекавших кровью, их насильно, под угрозой применения оружия, затолкали в авто. По приказу Молдована, двоих — Щетину и Лясковского — на заднее сидение «ГАЗ-24», а Дудко надели наручники и «посадили» в «Фиат». При этом в каждую машину сели по трое-четверо «башмаков». Остальные участники «спецоперации» разместились в «УАЗе» и «ВАЗе». Оставив «Волгу» припаркованной на этом месте, остальной кортеж тронулся в направлении Николаевки.
По ходу движения, между селами Демьяновка и Ключи, двумя выстрелами в голову убили Дудко. После этого Молдован и еще двое подельников на «Фиате» вернулись к месту, где их «коллеги» удерживали двух жертв. Здесь они разрядили в Лясковского и Щетину свои «Парабеллумы», а еще рожок автомата АК-74. Короче, буквально изрешетили их тела…
Затем, надев заранее приготовленные перчатки, они выкопали в ближайшей лесополосе могилу, в которую бросили и закопали убитых. «Фиат» отогнали к винограднику за пятьсот метров, к совхозу «Виноградный», у автодороги Севастополь — Саки, и там сожгли.
Такими были первые шаги обновленной ОПГ «Башмаки». О дальнейших вылазках самой мощной группировки — в ближайших номерах «Юга».
Александр ЛЕВИТ.